Таким образом, между личностной ориентацией гуманистической образовательной парадигмы, ее требованием двустороннего (педагога и ученика, воспитателя и воспитуемого) познавательного взаимодействия и реальным уровнем сформированности познавательных интересов учащихся мы видим определенное противоречие, свидетельствующее, что несмотря на то, что категория интереса как личностной познавательной потребности получила достаточно глубокую разработку в психолого педагогической теории, данный феномен нуждается в даль]нейшем изучении, особенно в аспекте его развития у детей дошкольного возраста Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л И Божович, П И Груздев, М А Даничов, Н Ф Добрынин, Н А Менчинская, Г И Осипов, М Н Скаткин и др), как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А Г Архипов, М Б Беляев, А Г Волостникова, Л А Гордон, А Г Ковалев, В Н Мясищев, С Л Рубинштейн v др), в свчзи с избирательной направленностью личности (В Б Бондаревский, Н В Слфимова, Л М Магюшкин, Н К Постникова, В П Трусов,
Однако современная образовательная практика свидетельствует, что монолог педагога в процессе обучения по-прежнему имеет довлеющее значение, на что указывается в целом ряде исследований (Е В Бондаревская, Е. Б Быстрай, Л А Петровская, Л. С Подымова, В. А Сластенин, А. В Сиволапов, Л С Шайдурова и др ) Происходит это, на наш взгляд, не только потому, что многие учителя оказываются неподготовленными к переориентации с репродуктивных функций на продуктивные, творческие, но и потому, что ставшие учениками дошкольники испытывают затруднения, когда учебные занятия, организованные на основе субъект-субъектных отношений, подразумевают встречную познавательную активность ребенка
В педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает ни что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которого становится в том числе и познавательная активность детей (М М Бахтин, В. С Библер, В П Зинченко, Т А Костюкова, С Ю Курганов, Ю В Сенько и др)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования Гуманистическая парадигма образования и воспитания как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым В контексте субъект-субъектного подхода современное образование предстает не «воспроизведением» знаний, понятий, приемов и навыков, а развитием индивидуально - неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста
Доцент П. А. Шептенко
Кандидат педагогических наук,
Диссертационного совета
Ученый секретарь
Автореферат разослан 20 декабря 1999 г.
Защита состоится «21» января 2000 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д 113.45.01 в Барнаульском государственном педагогическом университете по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Барнаульского государственного педагогического университета (656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55).
Ведущая организация: Омский государственный педагогический университет.
Орлов Александр Николаевич', кандидат педагогических наук, доцент Карплюк Павел Николаевич.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Жарков Сергей Маркисович.
Работа выполнена на кафедре педагогики Бийского государственного педагогического института
Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.01 - общая педагогика
ДЕЙКИНА Анна Юрьевна
Авторефераты киевских научных работников
Авт. дейкина а. ю. развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования. барнаул. 2000. 23 с. doc | ЦЦ Киев
Комментариев нет:
Отправить комментарий