среда, 6 февраля 2013 г.

лиза и тимофей моховы

Если отвлечься от традиций фундаментального образования (а именно ими славится университет), от многоступенчатости и многообразия экзаменов, от профессоров и академиков (а это сплошь известные имена и большие величины), от принципов демократии и автономии, которым от начала до конца следовал «старейший из старейшин» - впечатлит даже то, что останется в сухом остатке.

С чем, например, причалил МГУ к своему 250-летию?

«Посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший», как предложил когда-то выпускник Грибоедов, то и сегодня картина получается не удручающая, а совсем даже наоборот.

История главной альма-матер страны и в самом деле - сказка про машину времени: все кругом поседели, а главный персонаж остался тем же. Может, это участь всех «государств в государстве», всех европейских святилищ наук - старое незаметно обращать в новое, а новое маскировать под хорошо забытое старое? Ведь кому-то же надо быть верным традициям, когда падают Бастилии и меняются флаги… Вот и наш именинник – из племени архивариусов – что имеет, то и хранит.

Черные мантии и профессорские треуголки на вручении золотых медалей выпускникам, публичные лекции по выходным и студенческие диспуты на конференциях - все это в той или иной форме наверняка наличествует и в других вузах, но ассоциируется почему-то всегда с университетом Московским. Даже не с МГУ, а со старым, еще дореволюционным. Вот, например, Малый мехмат или знаменитая школа-интернат Колмогорова – чем вам не Благородный пансион для юношества времен Очакова и покоренья Крыма? Ведь детище господ Ломоносова и Шувалова всегда славилось тесными связями с гимназиями. Или взять НИИ им. Белозерского при университете. Модифицированная вариация «Общества любителей российской учености», созданного при Екатерине по образцу и подобию немецких академических обществ. А традиция получать докторское звание, только пройдя ступень кандидата наук? Придуманная, а потом и отвергнутая теми же немцами во имя новой формы «магистр-бакалавр» - это ли не привилегия старинного университета? Кстати, активно сейчас изживаемая во многих российских вузах, но только не в МГУ.

Не прав был Кант. Не все течет, не все меняется. Пусть люди, львы, орлы и куропатки умирают, пусть города и улицы меняют имена, как перчатки. Одна только «вещь в себе» остается неизменной, как светлое имя Пушкина – Московский университет, единственный и неповторимый. И 25 января на фоне иных дат, то торжественно произведенных в красные дни календаря, то с шумом разжалованных, выглядит величиною очень даже постоянною. Во всяком случае, за длинную и неспокойную историю Государства Российского не нашлось ни одной властвующей десницы, что покусилась бы на Татьянин день. «Святое место», - просто объяснил сей феномен воспитанник университета Михаил Лермонтов. «Барометр общества», - поправил его другой птенец гнезда Ломоносова - Николай Пирогов. Пока есть общество – есть у него и свой барометр, и свой компас, и вечный двигатель. А все бегут, бегут, бегут, а он стоит… 250 лет набежит в январе нашему перпетуум-мобиле. Дата, достойная того, чтобы поковыряться в его шестеренках и посмотреть: все те же или слегка их подменили?

Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин

Генеральный директор издания

Комментариев нет:

Отправить комментарий